"Лянторская неделя" № 5 2000г.

Зимние средства передвижения в жизни пимских ханты.

     Основными средствами передвижения для ханты в зимнее время года являются нарты и лыжи. Общеизвестно, что большую часть календарного года в Сибири стоят суровые холода. Вся тайга покрывается глубоким покровом снега. Поэтому каждый охотник не может обойтись без удобных, широких лыж ("нымэт").
     Лыжи-подволоки традиционно делают из кедра или сосны. Нижнюю часть оклеивают оленьим мехом. Клей варят из рыбьей чешуи. Если всё же клей получается неудачным, то мех подбивается маленькими гвоздиками с кожаной подкладкой. Вокруг ступни пришивают специальные мешки, которые подвязываются под коленом, что служит своеобразной защитой от снега. Таким образом, под подошву не попадает снег, уютнее и теплее ноге. Для удобства под ступню подколачивают невысокую подставку которая оклеивается берестой, поэтому в дальнейшем нога не скользит. Чтобы мех не испортился, снег стряхивают и ставят лыжи для просушки. Затем убирают в место для хранения.
     Помимо всего вышесказанного есть и ещё одно правило: охотник никогда не должен пользоваться чужими лыжами или нартами. Лыжи должны быть по весу хозяина, а нарты ("авэт") по силе.
     По сведениям Лукиной Н. В. :"...нарте предшествовала лосиная шкура, в которую охотник увязывал весь свой скарб . . . " Вот что говорит хантыйская сказка о появлении оленьей нарты: " Два ханта решили построить нарту. У них есть олени, и они где-то слышали, что на оленях надо ездить. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один ничего не обтесал, с сучками ствол оставил. Другой всё снял и сделал гладко. Сделали нарту - она одного человека держит. Один поехал - только пыль столбом; у другого олени тянут-тянут и никак - сучки хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом: Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища: у него всё гладко сделано. А мы весь лес вместе с талой землёй тащим за собой, у нас силы нет". С того времени стали обстругивать гладко все снизу".
     Основные детали нарты - это полозья, ножки-копылья соеденённые перекладинами и настил для сидения или груза. Полозья проходят не параллельно земле, а под некоторым углом - для устойчивости. Передок делают уже и ниже с расчетом, чтобы, проскочив передней частью через пень, нарта не села бы на него задней частью. Всё делается из дерева, без единого гвоздя. Для изготовления полозьев используют сосну или кедр, и только те, которые стелятся над землёй. Это обусловлено тем, что повышенная смолистость является залогом прочности и крепости. При этом желательно чтобы ствол дерева был чуть согнут, так как такое дерево мастеру легче гнуть. На изготовление нарт обязательно берут дерево у которого ровная структура волокон. Это тоже не спроста. Если это условие не выполняется, то при сушке готового изделия его может повести и т. д. Чтобы всё же определить структуру волокон, снимается фрагмент коры на живом растущем дереве и смотрят как направлены волокна.
     Следующим этапом в изготовлении нарт являются ножки и соеденяющие их планки. Причём расстояние между ножками выбирает сам мастер. Некоторые мастера делают ножки у нарт парными по две или по три штуки.
     Семь ножек тесно связано с магическим числом семь у пимских ханты, а это число - с мировоззрением этого народа. Самый могущественный - бог богов - отец Торума. Затем по могуществу идут Торум и Земля. От Земли и Неба родились семь сыновей и семь дочерей (от которых и произошли боги рангом ниже). Поэтому Верхний мир (мир богов) делится на семь миров. Отсюда, и священное число семь.
     Нарты с семью ножками пользуются особым вниманием, почётом и отношением к тому кто сделал эти нарты. Приведём такой пример: считается что тот мастер который сделал вместо семи пар ножек, допустим, десять, это человек которому нечего было делать. Соответственно отсюда к нему более нейтральное отношение.
     Как мы видим, бережное отношение, в частности хранение, позволяет передавать нарты из поколения в поколение. Но происходит это всё же очень редко, так как каждый хозяин старается иметь свои собственные. Первые нарты делают в раннем детстве, причём игрушечные. Вот что говорит по этому поводу Колыванов Геннадий Федерович:"Первые нарты я сделал в шестнадцать лет, но игрушечные делал с детства. Сначала смотрел как отец делает, потом попробовал - и у меня не хуже вышло."
     Что касается священных нарт, то специально их не делают. Хранят их таким образом: священные нарты ставят на брёвна, таким образом чтобы они были выше снега. Если всё же нарты занесло снегом, то брёвна вытаскивают и ложат снова на снег, а нарты сверху. Возможен и другой вариант: нарты сразу ставят на столбики с учётом будущего снега.
     Если говорить о роли нарт в жизни пимских ханты, то разумеется нарты оставались и остаются главным и чуть ли не единственным средством передвижения в холодное зимнее время.

Гречко Т.Л.
Научный сотрудник.

Hosted by uCoz