Оглавление:




И.А.Иванов

гра"




7. Угорские княжества.

      С того времени, которое в истории именуется ранним средневековьем (VI - IX вв. н.э.), обские угры, можно сказать, встали на путь создания собственной государственности. Подобного рода процессам способствовали ряд внешних и внутренних обстоятельств, имевших место на данном этапе. Климат первых веков нашей эры отличался относительной теплотой и сухостью. Собственно, этот период начался еще в последней четверти I тысячелетия до н.э. и продолжался почти целую тысячу лет, вплоть до VIII-X веков н.э., активизируя процессы человеческой деятельности. В Европе это время известно как "период викингов". То был период истории, когда на всем протяжении континента мощный всплеск активности подтолкнул многие народы к перемене мест.
     На востоке Евразии уже в первые века нашей эры устоявшаяся жизнь Западносибирской равнины взбудоражилась явлением, которое много позже назовут Великим переселением народов. Несметные орды гуннов хлынули из глубин Азии и широким потоком потекли в Европу, увлекая за собой многие попутные племена. Южная окраина Западной Сибири оказалась на пути людской лавины, в результате чего обские угры оказались надолго разлучены с одной из своих ветвей - предками венгров. Другая, большая часть угров отошла на север, где и приняла участие в становлении родственных культур ханты и манси. Несколько позже в рамках таежной территории на их этнической основе возникли первые предгосударственные образования, под управлением военных родовых вождей.
     Однако появлению и становлению протогосударств должны были предшествовать ряд внутренних перемен в угорских обществах, обусловленных экономическими и социальными причинами. Экономически, широкое внедрение железа в хозяйственную деятельность позволило увеличить эффективность традиционных отраслей, в том числе - охоты. Параллельно, улучшалось качество обработки природного сырья, что повлекло за собой появление более совершенных снастей и приспособлений. В свою очередь, возросшая производительность, несомненно, повлияла на качество жизни и увеличение благосостояния, явившиеся причиной прироста населения. Появился прибавочный продукт.
     В тот же период наблюдается постепенное социальное расслоение в пределах одного рода. Концентрация избытков, обусловленная с одной стороны прибавочным продуктом, и с другой - углублением разделения труда, повлекла за собой имущественную неоднородность и дифференциацию в общине. На фоне имущественного разделения возрастает роль вождей и жрецов. Они по-прежнему, наравне с рядовыми общинниками, участвуют в охоте и рыбной ловле, но уже имеют возможность отчуждать часть добычи. Постепенно избыток приведет к появлению категории людей, непосредственно не связанных с добыванием средств к существованию. Появляются касты профессиональных воинов и служителей культа. Несколько раньше из аморфной племенной массы социально выделяются кузнецы. Итак, к концу раннего средневековья, в среде обских угров формируются все основные предпосылки для создания собственных предгосударственных образований.
     Благоприятные климатические условия и инокультурное давление, как внешние условия с одной стороны, и экономический рост, подстегнутый технологическими инновациями, вкупе с социальной дифференциацией, как внутренние условия - с другой, подготовили почву для некоего качественного перехода Обь-Иртышской культурно-исторической общности рыболовов и охотников из одного состояния в другое. Уже с начала II тыс. н.э. у обских угров шел интенсивный процесс формирования зачатков государственности. Письменные источники того времени скудны, местами вовсе отсутствуют, однако направленный анализ легенд позволяет с изрядной долей уверенности предположить существование первых "княжеств" в пределах X - XIII веков. Вероятно, поначалу они были небольшими образованиями, с нечетко определенными границами и весьма слабо политически организованные. И, тем не менее, это были уже структурно определенные, качественно новые формы организации людей по территориальному, этническому и политическому принципам.
     На протяжении XV столетия угорские княжества концентрируются и укрупняются. Поначалу небольшие и многочисленные, они превращаются в относительно мощные объединения, включающие в себя несколько мелких родовых образований. Процесс формирования продолжался и все последующее столетие, так что ко второй половине XVI в. на всей обширной территории Западной Сибири существовало всего несколько крупных и влиятельных обско-угорских княжеств (см. рисунок на tif06). Кроме них на равнине располагались также политические объединения сибирских татар и селькупов. Самоедам по ряду причин так и не удалось подойти к порогу создания собственных государств.
     К описываемому времени уже произошло и в основном закончилось разделение обских угров на две ветви - вогулов и остяков, поэтому разговор о государственных образованиях уместно вести с учетом их этнической составляющей. При этом необходимо отметить, что лишь некоторые из княжеств можно идентифицировать по этническому принципу достаточно уверенно, в основном же состав населения этих протогосударств неоднороден и зачастую трудноопределим. Помимо основных этносов, населяющих Западную Сибирь, на равнине присутствуют рассеянно или компактно проживающие народности, например коми и зыряне, которые в состояние оказать определенное влияние, не затрагивая этническую обстановку в целом. Тем не менее, принадлежность политического образования принято определять по его политической верхушке, главой которой чаще всего был князь, выходец из какого-либо местного рода. Отсюда в большей степени проистекает и этническая принадлежность княжества.
     Итак, наиболее значительным политическим образованием вогулов являлось Пелымское княжество. В описываемое время им правил князь Асыка, столица которого, располагалась на месте слияния рек Пелым и Тавда.
     В бассейне Конды находилось небольшое Кондинское княжество, которое находилось в зависимости от Пелымского. В свою очередь, Пелымское княжество находилось в сфере влияния Сибирского ханства и впоследствии стало его вассалом.
     Севернее располагалось достаточно обширное по территории и влиянию Сосьвинское княжество. Его политическую основу составляло жреческое сословие неопределенного этнического состава, население представляло собой смесь вогулов и остяков. Князь Гугуй правил другим, не менее влиятельным вогульско-остяцким княжеством - Ляпинским. Его столицей был городок Кунаут-наш, а подвластные земли располагались в бассейнах рек Ляпин, Северная Сосьва, Сынь и Куноват.
     Наиболее крупным и сильным из остяцких княжеств того времени безусловно можно считать Кодское княжество. Его обширные владения, помимо Коды, включали в себя территории по обоим берегам Оби в ее среднем течении. Легендарное Эмдерское княжество, владевшее землями по реке Ендырь, в XVI веке пало под ударами воинов Коды и прекратило свое существование, пополнив территории победителя. К концу того же века князь Алач владел 13 крепостями.
     В нижнем течении Оби располагались также остяцкие Обдорское, со столицей Пулноват-ваш, и Казымское княжества. Центральная крепость последнего находилась в устье одноименной реки. Известны также Белогорское (Самарово) княжество, в месте слияния Оби и Иртыша, княжество Нимнюяна по реке Демьянке, а также небольшие образования, расположенные в низовьях Иртыша: Цинга, Нарым и Назым (Лебоут).
     Спорное по своей этнической принадлежности, княжество Бардака с центром в устье Тромъегана располагалось в Сургутском Приобье. В сфере влияния Бардака находились земли по Югану и Пуру. Населяли княжество, скорее всего остяки, но есть предположение о преобладании селькупского этноса. Возможно, подданными князя Бардака были и те и другие.
     Восточнее, вверх по течению Оби, находились владения селькупского князя Вони - Пегая Орда. Его столица располагалась близ устья реки Парабель. А на левом берегу Оби властвовал второй по значению селькупский князь - Кичей. Влияние Кичея распространялись до Васюгана, а центр княжества находился близ современного села Александровское.
     Юг Западной Сибири практически до самой тайги находился под властью сибирских татар. Территориально бассейном реки Ишим управляло Ишимское ханство, западнее - располагалось Тюменское. Позже, из последнего выделиться Сибирское ханство, которое полностью поглотит своего предшественника. Этническую основу ханств составляли местные тюркские племена, политическую - пришлые монголы-чингизиды. Вместе с тем в составе населения тюркских государств присутствовала значительная часть вогулов и даже остяков, которые под сильным влиянием татар были практически выключены из контекста истории обских угров.
     К XVI веку формирование социальной структуры угорских княжеств еще не завершилось, но уже достаточно четко обозначилось. Возглавлял иерархию князь-богатырь, его непосредственными помощниками и опорой были дружинники. Основу же общества, его костяк, составляли свободные люди - соплеменники князя. Они проживали на землях исконно принадлежащих роду, давшему богатыря-вождя. Часть их населяла городки, другая часть - селища рядом с крепостью или таежные районы. Свободные общинники пользовались определенными привилегиями и поставляли воинов в дружину князя. За покровительство и защиту богатырю платили годовые "поминки" пушниной, продуктами или предметами обихода. "Дары" не были регламентированы и носили добровольный характер. Кроме того, в случае необходимости, общинники могли быть мобилизованы на строительство или оборону крепости. Жители дальних, таежных угодий в войнах не участвовали, но традиционно платили несколько большие "поминки".
     Обитатели покоренных территорий составляли другую категорию населения. Эти люди пользовались только относительной свободой, так как обязаны были платить князю ежегодную дань. Размер ясака, взимаемого с каждого человека, четко устанавливался, но зависел от природных условий угодий и возможностей семьи. Ясачные также обязаны были за свой счет содержать ежегодные экспедиции сборщиков дани. Иногда их привлекали для участия в военных действиях, чаще - для строительства фортификаций.
     И, наконец, последнюю категорию составляли рабы. Источниками пополнения данной группы были война и торговля. Позже в рабство стали попадать люди с зависимых территорий, не выплатившие необходимого размера ясака. На долю рабов выпадала самая тяжелая работа по дому и подворному хозяйству. Однако к военным походам и охоте они не привлекались, несмотря на то, что их количество в городках могло достигать значительных размеров.
     Освещая структуру древнего и во многом еще не устоявшегося княжества, мы должны обязательно выделить жреческую касту. Разумеется, ни одно сколь угодно сложно устроенное общество не может достаточно долго существовать только силой воинского оружия. Существенную роль в цементировании любой организации играет идея, формированием и поддержанием которой и занимаются жрецы. Идея определяет мировоззрение членов коллектива и заставляет их подчиняться неким общим правилам и настроениям. Вместе с тем на протяжении тысячелетий мировоззрение человечества формировалось в рамках той или иной религиозной системы. Отсюда мы видим, как велика была роль жрецов, как служителей культа, во все времена и у всех народов. Именно поэтому, рассматривая устройство обско-угорских княжеств, мы просто обязаны познакомиться с их цементирующим составом и основой - системой верований.

Возврат

Hosted by uCoz